КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи)
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 34 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи), далее – образовательная программа для детей с ОВЗ (ТНР)) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 34 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга предусматривает создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Образовательная программа ОУ ориентирована на детей в возрасте от 4-х до 7-ми лет с тяжелыми нарушениями речи.
В соответствии с ФГОС ДО Образовательная программа для детей с ОВЗ (ТНР)
состоит из двух частей:
- обязательной части (60%)
- части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть) (40%).
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований Стандарта.
Цели и задачи - Образовательная программа для детей с ОВЗ (ТНР) определяет цели, задачи, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для групп компенсирующей направленности ОУ, разработана в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), с учетом:
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования
(одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию
Раздел Образовательной программы для детей с ОВЗ (ТНР) по коррекции нарушений речевого развития составлен с учетом: Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. проф. Л.В. Лопатиной (допущена к использованию в образовательном процессе ОО экспертным научно-методическим советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга); 2-е изд. испр. и дополн. - Санкт-Петербург, 2015. - 448 с.
Целью реализации образовательной программы для детей с ОВЗ (ТНР) является
построение системы коррекционно-развивающего воздействия, направленного на
устранение речевого дефекта, выравнивание психофизического развития детей и
обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Комплексное педагогическое воздействие предусматривает полное взаимодействие всех специалистов ОУ и родителей детей.
Одной из основных задач реализации образовательной программы для детей с
ОВЗ (ТНР) является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически
правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой языка, элементами грамоты, что создает условия для позитивной социализации, личностного развития, формирования психологической готовности к обучению в школе.
Задачи реализации образовательной программы для детей с ОВЗ (ТНР):
создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы,
обеспечивающих
познавательное развитие речевое развитие
социально – коммуникативное развитие художественно эстетическое развитие
физическое развитие
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в
период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной
деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Выполнение требований к условиям реализации Программы обеспечивает создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.
Образовательная программа для детей с ОВЗ (ТНР) реализуется в течение всего
времени пребывания детей с ТНР в ОУ и может корректироваться в связи с изменениями: нормативно-правовой базы ОУ, образовательного запроса родителей, выходом примерных основных образовательных программ.